Курс валют

ЦБ РФ на 29.07.2017

  • USD $ 59,54
  • EUR   € 69,68
Статьи

09.02.2012

ГИБДД и ЦВЕТНАЯ лампа. Памятка водителю.

На дорогах Российской Федерации участились случаи применения административных взысканий со стороны работников ГИБДД за использование на автотранспорте ламп с индивидуальным спектром цветового излучения (цветовая температура Кельвин).

CIE (Commission Internationale de l'Eclairage - Международная комиссия по освещению) определяет "видимый свет" как излучение с длиной волны от 380 нм. до 780 нм. Человек воспринимает свет полуденного солнца как "белый свет", являющийся смесью видимого света в диапазоне от 400 нм. (синий) до 700 нм. (красный).

При прохождении белого света сквозь призму он разлагается на семь цветов радуги. Когда свет попадает на объект, то часть света отражается. Именно отраженный свет мы и воспринимаем как цвет объекта.

Физиологические особенности сетчатки глаза каждого человека индивидуальны, соответственно разное восприятие цвета.

Видимый цвет

Цветовая температура (Кельвин)

Красный

1000

Оранжевый

2000

Желтый

3000

Белый (холодный)

5000

Голубоватый

6000

Синий

12000

Фиолетовый

15000

 

Общепринятым цветом автомобильного и общего освещения является – селективно желтый «теплый белый» (диапазон 3000 – 4000 Кельвин). К понятию Белый было бы правильно отнести (популярный у автомобилистов) цвет с номиналом 5000 Кельвин (свет полуденного солнца). Который чаще всего и является аргументом претензий со стороны работников ГИБДД.

Источник: http://support.epson.ru/products/manuals/100045/col_g/0501_2.HTM

Наиболее часто работниками ГИБДД вменяется правонарушение предусмотренное ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена» - объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, то есть совершение конкретных действий выраженных в управлении транспортным средством при наличии не исправностей и характеризуется в форме умысла или неосторожности.

Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, регламентирует Постановление Правительства РФ от 21.02.2002г. № 127. Методы проверки параметров неисправностей регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 где, пункт 4.3.1. «Количество и цвет установленных на АТС внешних световых приборов должны соответствовать ГОСТу 8769-75».

 

ГОСТ 8769-75 СТ СЭВ 4122-83 ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ - АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ

Пункт 2.1.5.: Фары дальнего света должны излучать белый свет.

Пункт 2.2.3.: Фары ближнего света должны излучать белый свет.

Пункт 2.3.4.: Противотуманные фары должны излучать белый или селективно-желтый свет.

Пункт 2.4.4.: Фонари заднего хода должны излучать белый свет.

Пункт 2.5.6.: Цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних - красный.

И так далее …………

Настоящий ГОСТ 8769-75 регламентирует только само понятие, т.е. «название» цветности без указания каких либо цветосоставляющих параметров, отсутствует даже ссылка на нормативные документы устанавливающие характеристики «Цвета».

Хотя подобный документ существует и является основным для производителей данной продукции.

Лампы накаливания устанавливаемые на автотранспортные средства подлежат обязательной сертификации в соответствии с ГОСТ 2023.1-88. Загрузить ГОСТ 2023.1-88.

«Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ЦВЕТ

Пункт 2:

селективный желтый цвет:

  • предел в сторону красного y > 0,138 + 0,580 х 
  • предел в сторону зеленого y < 1,290 х – 0,100

Для белого цвета:

  • для испытания y > 0,966 – х 
  • для серийного производства y > 0,956 – х 
  • предел для спектральной величины y < 0,992 – х

Однако для селективно-желтых колб, применяемых лишь в противотуманных фарах, предел для белого уменьшается до y > 0,940 – х и y = 0,440

 

Метод проверки цветовой принадлежности светового потока ламп осуществляется прибором «СПЕКТРОМЕТР» (а не «на глазок» как это делают работники ГИБДД), для этого работник ГИБДД должен:

  • изъять автомобильные лампы
  • составить соответствующий документ подтверждающий факт об изъятии (с подробным описанием предмета изъятия – для исключения подмены)
  • силами и за счет ГИБДД обеспечить проведение спектрального анализа в независимой организации имеющей соответствующее оборудование, условия и разрешения на проведение данных работ.
  • экспертная комиссия дает заключение на основании фактически полученных результатов по количеству, длины волны и объему спектра составляющих цветов в излучении лампы, путем сравнения с эталонными требованиями утвержденными Государственными нормативными документами (ГОСТ 2023.1-88, ГОСТ Р 41.37-99 (ЕЭК ООН №37) в других случаях заключение можно считать предполагаемым и не доказанным)
  • только на основании заключения экспертной комиссии может определять факт правонарушения (максимально характеризуемая форма «Легкомыслие», при условии явного правонарушения)

Выдержка из интервью «Авто.Вести.Ru» и представителя юридической компании:

Авто.Вести.Ru: С точки зрения закона, может ли он сделать это "на глаз"? В праве ли водитель в таком случае потребовать специальной экспертизы? Каков вообще порядок действий?

Юрист: п. 5.3.3. ГОСТа Р 51709-2001 установлено, что "Требования 4.3.4 4.3.11 проверяют на специальном посту, оборудованном рабочей площадкой, плоским экраном с белым матовым покрытием и приспособлением, ориентирующим взаимное расположение АТС и экрана, установкой для измерения силы света". 

Вряд ли у сотрудников ДПС будет оборудованная рабочая площадка. Конечно, можно проверить и "на глаз", однако в этом случае необходимо этот факт обязательно отразить в протоколе.

Авто.Вести.Ru: Давайте представим такую ситуацию. Инспектор ДПС определил тип лампы и фары и начал выписывать протокол. Что писать в нем водителю? Правомерно ли использование в отношении водителя п.3 ст.12.5 КоАП РФ, где сообщается что "Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств". Цвет огней при этом регламентируется ГОСТом Р 51709-2001 (требуется "белый"), а режим работы вообще точно не прописан.

Юрист: В случае составления сотрудником ДПС протокола об административном правонарушении с квалификацией по части 3 статьи 12.5. водителю необходимо указать в графе "Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" С содержанием протокола не согласен, нормы закона, предусматривающие ответственность по части 3 статьи 12.5., не нарушал.

Так, в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ "Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность".

Одновременно ч. 3 ст. 1.5. КоАП РФ закреплено, что "Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье".

Согласно
п. 4.3.1. ГОСТ Р 51709-2001 Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки "Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства". В Таблице (Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах) ГОСТ Р 51709-2001 установлено следующее:
Фара
дальнего светацвет излучения Белый количество 2 или 4;
Фара
ближнего светацвет излучения Белый количество 2.
Соответственно,
при визуальном методе проверки фары будут соответствовать установленному ГОСТу.

В любом случае, обязанность по доказыванию административного правонарушения лежит на административном органе — МВД РФ. Кроме того, в суде представителям административного органа необходимо будет доказать какие именно пункты Приложения к Основным положениям по допуску транспортного средства… были нарушены.

Выдержка из судебного решения в городе Красноярск сентябрь 2005 г.:

«Поскольку автомобиль прошел государственный технический осмотр и был признан соответствующим ГОСТ Р 51709-2001(талон техосмотра прилагается), а установленные автомобильные лампы соответствуют ГОСТ Р 41.37-99 (выводами Института изделий электрооборудования и электроники для механических транспортных средств, тракторов и прицепов АНО «СЕРТЕТ» подтверждена возможность использования автомобильных ламп в качестве источника света серийных фар), считать транспортное средство «……..» полностью соответствующим требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Протокол «………» считать недействительным, как составленным в нарушении процессуальных норм».